Дизайнерам: что стоит знать об интеллектуальных правах

09.11.2022

Допустим, вы зарабатываете тем, что рисуете логотипы на заказ или разрабатываете  для компаний фирменный стиль. Авторское право одинаково защищает любую графику, будь то логотипы для соцсетей, фирменный стиль для сайтов коммерческих компаний или рисунок в интернет-журнале.

Вот на что стоит обратить внимание:

  1. Если берете чужие картинки — разбирайтесь с правами на них
  2. Хотите опубликовать работу в портфолио — согласуйте это с заказчиком
  3. Собираете вокруг себя команду художников — контролируйте передачу прав
  4. Выделяетесь оригинальным узнаваемым логотипом — регистрируйте товарный знак
  5. Разрабатываете дизайн для товаров — подумайте о патентовании промышленного образца

«Случайных» нарушений авторских прав не бывает

Иногда дизайнеры волнуются: мол, а что, если я сам нарисую логотип, а потом вдруг выяснится, что я нечаянно воспроизвел чужую работу и нарушил авторские права? Такие сомнения на первый взгляд кажутся вполне обоснованными — особенно если вы рисуете такие логотипы, где есть распространенные изображения: пончики для кафе, животные для зоомагазина, букеты для цветочного магазина и так далее. 

Если вы добросовестно нарисовали логотип, едва ли вы сможете случайно воспроизвести чужое изображение. А если на логотипе цвет или какие-то элементы будут напоминать линии из чужого логотипа — это вряд ли признают нарушением.

Вообще юристы не один десяток лет обсуждают вопрос возможности случайного нарушения. У нас это называется «концепция параллельного творчества» — мол, а могут ли два автора независимо друг от друга добросовестно создать такие произведения, что второй автор нарушит права первого? Как водится, мнений больше, чем юристов, преобладающий ответ — нет.

Чтобы нарушить чужие права, нужно скопировать чужое изображение. Или скопировать достаточно большую часть, чтобы копирование было очевидным. Другой вариант — скопировать может и небольшую часть логотипа, но настолько стилистически оригинальную, чтобы использование работы другого автора не вызывало сомнений. 

Переработка, — создание одной работы на основе другой, — тоже считается нарушением, но доказать переработку в суде достаточно сложно. Например, если взять известный лого и перерисовать его в чуть другом стиле, это скорее всего признают нарушением. Но если собрать себе мудборд из пары десятков логотипов и нарисовать свой логотип в понравившемся стиле — это не нарушение.  

Отдельное внимание стоит обратить на использование шрифтов. По-хорошему, в логотипе должны использоваться или бесплатные шрифты, или купленные с лицензией на коммерческое использование. Конечно, если из набора букв в логотипе нельзя достоверно сделать вывод об используемом шрифте, то едва ли получится установить нарушение исключительного права на шрифт. Если же шрифт уж очень оригинальный, например, как шрифт «Star Wars» или компании «Marvel», заимствование даже отдельной буквы будет очевидным. 

Никто не судит дизайнеров за случайные совпадения какой-то последовательности линий на логотипе в его работе с другой работой. Поэтому если вы честно рисуете логотипы сами, не стоит и переживать. Просто на всякий случай сохраняйте черновики и исходники в облачных хранилищах и на электронной почте — этого будет достаточно. 

Собираете вокруг себя команду дизайнеров — контролируйте передачу прав

Реальные риски появляются, когда дизайнер собирает вокруг себя команду и его заказы начинают помогать выполнять другие дизайнеры. 

Например, кто-то из дизайнеров решит упростить себе работу: скопирует чужую работу и сдаст ее руководителю. Если потом настоящий автор-правообладатель увидит свой рисунок на чужом сайте, то первым получит претензию тот, кто этот рисунок опубликовал — заказчик. Если с заказчика взыщут компенсацию, то он сможет взыскать убытки с дизайнера. Тот, конечно, потом придет с вопросами к своему помощнику — если найдет его к тому времени.

Или другая история. Например, дизайнер нанял художника, художник нарисовал логотип, логотип ушел к заказчику дизайнера — только вот договор с автором не заключали. Потом автор может поссориться с дизайнером и прийти качать права напрямую к заказчику, мол, вы используете логотип, за который мне недоплатили, а откуда у вас права на него? 

Чтобы не попадать в такие ситуации, дизайнеру стоит работать со своими сотрудниками или субподрядчиками только по договору. Договор должен предусматривать передачу исключительных прав на произведения от них к дизайнеру или его компании. Именно эти права дизайнер потом будет передавать своим заказчикам. Если же он не получит права от своего художника, то и передать заказчику ему будет нечего.

Обратите внимание, что по договору и документам к нему должно быть понятно, права на какое именно произведение вам передали. Кто-то раз в месяц печатает произведения и прикладывает их к договору, кто-то обходится пересылками по электронной почте — тут все зависит от особенностей вашей работы и ее объемов. Главное, чтобы было понятно, чтобы вы получили права, на какое произведение, и за что вы заплатили. 

Кроме этого в договоре с автором можно установить дополнительную ответственность за нарушение авторских прав с его стороны. Понятное дела, что авторские права защищаются вне зависимости от того, у кого что написано в договоре — но лучше лишний раз обратить внимание автора на его ответственность за личную и честную творческую работу.

Рисуете логотипы — разбирайтесь в товарных знаках

На практике судебных споров из-за логотипов довольно много. Сам по себе нарисованный логотип является объектом авторских прав. На первый взгляд может показаться, что достаточно того, что любой логотип, созданный творческим трудом автора, защищается авторским правом. Если у фирмы все документы в порядке, есть договор с дизайнером и акт об оказании услуг, зафиксирован переход исключительного права, то компания действительно получает исключительное право на логотип как на объект авторского права.

Однако стоит учитывать, что авторское право на логотип и право на товарный знак дают существенно разный объем правовой охраны. Авторское право защищает изображение от копирования и переработки, но не защитит своего владельца от использования сходного до степени смешения обозначения. Если вы нарисовали для компании логотип или фирменный стиль — проверяйте его заранее на пригодность для регистрации товарного знака. Только регистрация товарного знака дает возможность предпринимателям и компаниям защитить свой логотип от использования слишком похожих логотипов конкурентами. Поэтому в большинстве случаев мы рекомендуем регистрировать логотипы в качестве товарных знаков и помогаем дизайнерским бюро с этим вопросом в рамках партнерской программы. Если же вы разрабатываете дизайн продукта — возможно стоит запатентовать промышленный образец.

Как использовать изображения в публикациях, чтобы не нарушить чужие права

Если я пишу статью на заказ, мне нельзя просто так брать и вставлять в статью какие-то картинки из Гугла. Даже у смешных мемов в интернете есть автор и правообладатель. Автор отвечает за то, чтобы вся его работа была юридически чистой, поэтому проверять права на картинки — его забота.

Вот пять самых распространенных источника юридически чистых изображений для авторов:

Картинки с фотостоков. В интернете вы найдете массу платных и бесплатных фотостоков. Перед тем, как использовать изображения с этих сайтов, обязательно прочитайте условия их лицензий. Например, некоторые фотостоки разрешают использовать свои картинки бесплатно только в личных блогах, а за использование картинок в рекламных публикациях требуют деньги. Другие требуют обязательного указания автора работы. У третьих нет никаких требований. В общем — читайте лицензии.

Работы на заказ. Если вы заказываете иллюстрацию у художника, обязательно заключите с ним договор. По этому договору исключительные права на изображения должны перейти вам — или хотя бы право использования, тут как договоритесь.

Собственные работы. Статью про путешествие можно проиллюстрировать собственными фотографиями. Для публикации про бизнес можно самому нарисовать несложные схемы. Если вы создаете графику сами, то и права на нее принадлежат вам, а дальше вы уже передадите их своему заказчику вместе с правами на саму публикацию.

Материалы заказчика. Некоторые заказчики дают собственные иллюстрации своим авторам. В таком случае вопрос прав на эти материалы — забота самого заказчика. На всякий случай отразите это в договоре с ним.

Старинные картины. Авторское право действует не бесконечно, а 70 лет, начиная с года после смерти автора. Это значит, что старинные гравюры и картины уже давно перешли в общественное достояние. Поэтому их можно использовать, не опасаясь нарушить исключительное право. Однако перед этим проверьте, действительно ли это старинная картина, а не новодел «под старину».

Хотите опубликовать работу в портфолио — согласуйте это с заказчиком

Дизайнеру стоит быть аккуратным при публикации работы в портфолио, иначе можно ненароком собрать целый ворох нарушений.

Например, если дизайнер передал исключительное право на логотип заказчику, то всё, сам он по умолчанию использовать этот логотип уже не может, право ушло заказчику. Если дизайнер опубликует этот логотип у себя в соцсетях или портфолио, то окажется обыкновенным нарушителем, даже несмотря на то, что сам автор этого логотипа. 

К слову, использовать логотипы компаний-заказчиков без их согласия дизайнер не вправе. Обычно у добросовестных исполнителей с этим проблем не бывает, потому что никто не предъявляет им претензий, хоть нарушение формально и есть. Но судебная практика знает истории, когда специалист размещал у себя на сайте логотипы крупных компаний типа «я с ними работал», а потом юристы этих крупных компаний приходили с иском к обманщику, мол, никакой работы у нас с тобой не было, и кто тебе вообще дал право копировать наши логотипы на свой паршивый сайт.

Чтобы не попасть в споры о публикациях собственных работ, дизайнеру стоит заранее согласовать с заказчиком в договоре возможность публикации текста в портфолио и порядок согласования такой публикации.

Иногда бывает так, что в процессе обсуждения условий договора дизайнер и заказчик приходят к непримиримым противоречиям: заказчик настаивает на полной секретности, а дизайнер отказывается работать в проекте, который не сможет даже упомянуть в портфолио.

Когда дизайнерам нужны собственные товарные знаки

Пока дизайнер работает сам на себя под своим настоящим именем, он не попадает на территорию средств индивидуализации. Но если дизайнер берет себе звучный псевдоним, он может ненароком нарушить чужой товарный знак. Знал он или не знал про товарный знак — неважно, нарушения это не отменит.

Если вы планируете открыть собственное дизайнерское бюро, его название стоит зарегистрировать как товарный знак. Например, «mini dear dream» — это небольшая студия из Новосибирска, которая делает доступные и красивые фирменные стили для малого бизнеса со всей России, создает логотипы и фирменный стиль. Чтобы не нарушить ничьи права, руководитель студии обратился к нам, чтобы мы зарегистрировали для них товарный знак «mini dear dream».
название как товарный знак
Название для дизайнерского бюро «mini dear dream», зарегистрированное как товарный знак

Если вы запускаете на рынок какой-то продукт, зарегистрируйте его название. Например, мы регистрировали название «Mariarty» для дизайнера авторских часов, товарный знак для дизайнера авторской посуды «ZHANNA FATIUKHINA», для дизайнера одежды «MELCLOTH» и много других.

Также мы зарегистрировали товарный знак для художника Покраса Лампаса. Теперь «POKRAS LAMPAS» — это не только псевдоним художника, но и официально зарегистрированный бренд. 

псевдоним как товарный знак

Псевдоним художника, зарегистрированный, как товарный знак

К слову, после того, как эта работа была завершена, мы помогали Покрасу с депонированием его картин в официальный международный депозитарий Всемирной организации по интеллектуальной собственности.

Чеклист

— Вы рисуете свои логотипы сами и не копируете чужие

— Если под вашим руководством работают художники, у вас есть с ними договор

— Вы согласовали в договоре с заказчиком вопросы о передаче прав, портфолио и тех материалах, которые вам предоставляют

— Вы используете в статьях иллюстрации собственного производства, а если заказываете их у подрядчика или покупаете на фотостоке — заключаете договор и знаете условия лицензий

— Вы работаете на рынке под собственным именем, а если у вас есть псевдоним или у вашего творческого объединения есть свое название — регистрируете товарный знак



Вопрос / ответ

  1. Что делать, если такой же или похожий знак уже кем-то зарегистрирован?

    Если по итогам предварительной проверки мы обнаружили в Реестрах Роспатента тождественные или похожие товарные знаки сторонних правообладателей, то у нас есть несколько вариантов действий.

    Для начала нам нужно разобраться, это тождественный или сходный до степени смешения товарный знак. В соответствии со статьей 1483 ГК РФ, в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, которые тождественны или сходны до степени смешения с уже зарегистрированными товарными знаками в отношении однородных товаров и услуг.

    Тождественные обозначения — это такие обозначения, которые полностью совпадают. 

    Сходные до степени смешения обозначения — это обозначения, которые не тождественны, но очень похожи друг на друга, например, похоже пишутся или похоже произносятся.

    Если по итогам проверки мы обнаружили, что в Реестрах Роспатента уже зарегистрирован тождественный или сходный до степени смешения товарный знак, то нужно изучить перечни МКТУ, в отношении которых была регистрация. Если вы хотите зарегистрировать название «Ромашка» на свой бренд одежды, а в Реестрах есть товарный знак «Ромашка» для ювелирных изделий, то регистрация представляется возможной: речь идет о разных сферах деятельности.

    Если при проверке мы нашли товарный знак стороннего правообладателя,  зарегистрированный для точно таких же или однородных товаров и услуг, то необходимо проверить компанию-правообладателя. Быть может, юридическое лицо, правообладатель мешающего обозначения, свою деятельность прекратил. 

    В этом случае мы готовим документы на досрочное прекращение правовой охраны мешающего нашей регистрации товарного знака в связи с прекращением деятельности юридического лица – правообладателя знака и направляем документы в Федеральную службу по интеллектуальной собственности. 

    Дело в том, что Роспатент сам не следит за деятельностью компаний-правообладателей товарных знаков, и если компания ликвидирована или ИП прекратило свою деятельность, то Роспатент самостоятельно не аннулирует товарные знаки компаний: они остаются действующими в Реестрах Роспатента. Мы сами проводим процедуру аннулирования мешающего товарного знака, если для этого есть основания.

    Если компания не ликвидирована и работает в штатном режиме, то нам нужно более подробно изучить ее деятельность и понять, используют ли они свой товарный знак по назначению. Если компания товарный знак не использует, а нам это обозначение очень нужно, то мы можем провести переговоры и получить письмо-согласие. При таком варианте следует учитывать, что итоговое решение о предоставлении писем-согласий всегда остается на усмотрение правообладателя. Также получение письма-согласия от правообладателя может быть осложнено его просьбой выплатить вознаграждение за разрешение использовать сходное обозначение, в каждом конкретном случае размер такого вознаграждения согласовывается сторонами в процессе переговоров.

    Если компания-правообладатель все-таки откажет в предоставлении письма согласия, мы можем обратиться в Суд по интеллектуальным правам, и с помощью него попытаться аннулировать мешающий нам товарный знак на основании неиспользования. Это непростая, длительная и не самая бюджетная процедура, но если вы не готовы к ребрендингу и хотите зарегистрировать ваше обозначение в неизменном виде, то мы идем по этому пути.

    Если обозначения сходные, то нужно провести более детальный анализ и выяснить, насколько они сходны. Степень сходства бывает разная: низкая, средняя, высокая, близкая к тождеству. Мы проводим экспертную проверку и по итогу определяем, насколько обозначения являются сходными, и мешают ли они нашей регистрации. Если мы понимаем, что сходство не критично, то мы подаем обозначение на регистрацию в исходном виде. Если на этапе экспертизы нам приходит предварительный отказ со ссылкой на сходные товарные знаки, то мы готовим обстоятельный ответ и доказываем правомерность регистрации.

  2. Почему регистрация товарного знака идет так долго?

    Регистрация товарного знака — это процесс многокомпонентный. С момента подачи заявки до получения решения о регистрации заявка с вашим обозначением проходит две экспертизы: формальную экспертизу и экспертизу по существу.

    В рамках формальной экспертизы Роспатент проверяет документы на соответствие требованиям регламентов: правильно ли составлен перечень товаров и услуг, корректность описания, заполнения заявления и ряд других формальных деталей.

    Затем заявка переходит на этап экспертизы по существу или, как ее еще называют, экспертиза заявленного обозначения. Это самая длительная и самая важная часть регистрации. На данном этапе эксперт Роспатента вручную сравнивает обозначение, которое подали на регистрацию, с теми знаками и заявками, которые уже есть в реестрах в соответствии с регламентом Роспатента и Положением об экспертизе.

    Если эксперт сочтет, что знак удовлетворяет требованиям, и не похож на существующие знаки, тогда будет принято решение о регистрации. Если же есть найдутся сходные знаки или абсолютные основания для отказа, Роспатент присылает уведомление об отказе в регистрации. С этим уведомлением, как правило, можно и нужно спорить — тут в дело идет судебная практика и практика самого Роспатента. Более подробно о самых распространенных основаниях для отказа в регистрации мы рассказывали в отдельной статье «ТОП-15 оснований для отказа Роспатента в регистрации товарного знака».

    Экспертиза заявленного обозначения — самая длительная стадия процедуры регистрации. Каждый год на регистрацию подают более 120 тысяч заявок. Получается, в месяц в Роспатент поступает около 10 тысяч заявок, которые Роспатент принимает, обрабатывает, и начинает проводить по ним экспертизу. Экспертизой занимается отдел, в котором работает порядка 100 человек. Таким образом на каждого сотрудника попадает по 90-100 заявок в месяц.

    Это совершенно разные заявки с разным количеством позиций товаров и услуг МКТУ. Эксперту нужно проверить каждое попавшее к нему обозначение в порядке электронной очереди по всем критериям: введение потребителя в заблуждение, сходство и тождество, проверка медийных ресурсов, сопоставление каждого товара из расшифровок классов МКТУ с обозначением и так далее — оснований для отказа больше десятка, и проверить обозначение и перечень нужно по каждому из них. После этого эксперт должен написать свое заключение по итогам экспертизы.

    Безусловно, эта процедура занимает время. У каждого эксперта своя загрузка, своя скорость работы, и именно поэтому регламент Роспатента предусматривает такой длительный срок регистрации: 18 месяцев и две недели.

    Если документы подготовлены правильно, а патентный поверенный вовремя и быстро отвечает на запросы Роспатента, то как показывает наша практика, в среднем товарный знак можно зарегистрировать за полгода, а иногда и за 2-3 месяца.

    О том, как ускорить регистрацию товарного знака без дополнительных затрат и что еще влияет на сроки регистрации, читайте в нашей статье «Как быстро зарегистрировать товарный знак в Роспатенте».

  3. На кого лучше регистрировать товарный знак: ООО или ИП?

    В целом разницы нет. Сроки, пошлины, результат один и тот же. Но если у Вас есть и ИП, и ООО, тогда лучше зарегистрировать товарный знак на ИП. В таком случае Вы имеете законное основание после регистрации товарного знака заключить договор между Вашими ИП и ООО, по которому ИП предоставляет право пользования товарным знаком ООО, а ООО, в свою очередь, платит за это деньги ИП. Таким образом, Вы получаете канал для перевода средств со счета ООО на счет ИП.

  4. Когда не подходит процедура Мадридского соглашения?

    Как правило, большинство компаний пользуются мадридской системой и не работают с отдельными национальными заявками. Если компания регистрирует знак хотя бы на 3-4 страны, международная процедура будет дешевле, быстрее и проще нескольких национальных.

    Однако бывают такие ситуации, когда использовать процедуру, предусмотренную Мадридским соглашением невыгодно или невозможно. Регистрация товарного знака по процедуре Мадридского соглашения может стать нерациональной тратой времени и денег в том случае, если нужна регистрация товарного знака за рубежом в одной-двух странах. В таком случае может получиться так, что национальные пошлины, если подавать заявку напрямую, в 2-3 раза меньше, чем пошлины ВОИС.

    Также в мадридской системе все еще не участвуют некоторые крупные страны. Если среди нужных предпринимателю попадаются такие страны, то приходится подавать отдельно международную заявку на одни страны и отдельно несколько национальных заявок в эти особенные страны.

  5. Чем регистрация товарного знака по Мадридской системе отличается от национальных регистраций?

    Когда мы подаем заявку по национальной процедуре, это значит, что мы подаем заявку в патентное ведомство отдельно взятой страны. Мы должны заполнить местную форму заявления, подать его по местным законам, заплатить пошлину в их валюте и вести все делопроизводство на их языке. Каждое производство идет по своим правилам и срокам, за каждым нужно следить.

    В большинстве стран подать национальную заявку можно только через местных патентных поверенных. Иностранные граждане не имеют права общаться с патентным ведомством напрямую: если в документах заявки не указан представителем местный поверенный, то заявку просто не примут.

    Мадридская система нужна для того, чтобы упростить процедуру регистрации товарного знака в нескольких странах. Работает она следующим образом: вместо того, чтобы как по национальной процедуре, подавать в каждую страну отдельную заявку, мы подаем единую заявку во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), и оттуда ВОИС самостоятельно рассылает заявки по нужным странам. Это проще, потому что заявка подается одна, на одном языке, а дальше патентные ведомства сами заявки принимают. Дальнейшее делопроизводство также идет через ВОИС: централизованное управление продлением прав, управление лицензиями, отчуждениями, и так далее.

Полезные статьи

  • 17 11 2021
    Как самостоятельно зарегистрировать товарный знак?
  • 15 11 2023
    Интеллектуальные права: что делать, чтобы их не нарушить, и как защитить свои?
  • 03 04 2023
    Сколько стоит регистрация товарного знака?
  • 31 03 2023
    Какие пошлины нужно платить за регистрацию товарного знака?
  • 21 11 2022
    Как юридически защитить софт
  • 07 11 2022
    Авторы, копирайтеры и редакторы: что стоит знать об интеллектуальных правах тем, кто работает с текстом
  • 19 10 2023
    Теперь любой человек может зарегистрировать собственный товарный знак: 3 главных риска, которые коснутся каждого
  • 20 04 2022
    Как защитить товарный знак от незаконного использования
  • 20 02 2024
    Как ускорить регистрацию товарного знака
Поделиться:

Столкнулись с похожей ситуацией? Получите консультацию у нашего специалиста